Ремонт книжного корешка
Андрей Анатольевич Сойкин | 02.02.18 | Просмотров 9516
В результате многолетнего регулярного чтения, одной из книг моей библиотеки потребовался ремонт. Это довольно увлекательное занятие, которое может стать хорошим хобби, и даже источником заработка. Начнем!
При осмотре выяснилось:
корешок сильно поврежден, и его восстановление не целесообразно;
разорван передний форзац;
выпали иллюстрации.
Блок вполне крепкий, за исключением оторвавшейся вместе с фронтисписом первой страницы первой тетради, и особого вмешательства не потребуется.
Рис. 1. Повреждения книги
Оценив повреждения приступаем к разборке книги.
Увлажняем корешок. Накладываем на него влажную салфетку и следим за тем, чтобы она не была излишне мокрой, т.к. в результате этого образуются "затёки", которые довольно трудно впоследствии удалить. Как вариант, можно размочить клей на корешке подержав его над паром из носика чайника или струёй парогенератора.
Рис. 2 Увлажнение корешка
После того, как корешок стал достаточно влажен и клей на нём отделяется от бумаги, аккуратно отделяем переплётные крышки от блока, для чего надо приложить некоторое усилие, но не чрезмерное. При отделении крышек потребуется отрезать марлю, которая служит для более прочного соединения блока с переплетом. После отделения крышек с корешка счищается старый клей, остатки марли и прочее.
Ввиду того, что один из форзацев порван по сгибу, то и он потребует ремонта. Поэтому нужно также отделить форзацы от картона крышек, для чего также прибегаем к увлажнению. Укладываем между картонами влажную салфетку и ставим под гнёт.
Рис. 3 Увлажнение переплетных крышек уже отделенных от блока
Как правило, при изготовлении книг применяются обратимые клеи, т.е. их можно размочить и разобрать книгу без серьёзных последствий.
К сожалению, в данном случае клей, которым проклеены форзацы, оказался практически нерастворим. Поэтому скальпелем поддеваем край бумаги и аккуратно отделяем его от картона. Бумага форзаца таким образом расщепляется и часть её, вместе с клеем, остаётся на картоне. Это не страшно, но форзац потом придется дополнительно укрепить, приклеив на него лист тонкой бумаги.
Отделенные форзацы можно не просушивать, а сразу начать ремонтировать.
Рис. 4 Форзацы готовы к ремонту
Для восстановления форзацев укладываем их на тонкую силиконовую пленку, увлажняем и ориентируем относительно друг друга. Затем, при помощи скальпеля, шила или иглы, совмещаем края надрывов, устраняем замятия и складки. Проклеиваем все повреждения клейстером (рецепт приведен ниже). При необходимости укрепляем сгиб равнопрочной реставрационной бумагой. Когда этот этап закончен, переворачиваем, перемещаем форзац на стеклянную подложку и снимаем силиконовую пленку оставляя его на стекле. Стекло должно быть идеально чистым, т.к. в противном случае лист намертво к нему приклеится. Можно подстраховаться и ещё не до конца высохший форзац аккуратно снять со стекла и перенести для окончательной сушки на лист промокательной бумаги.
Рис. 5 Устранение повреждений форзаца
Рис 6. Снятие силиконовой пленки
Промазываем форзац клейстером и наклеиваем на него лист бумаги для укрепления и просушиваем. Для лучшего сцепления и выравнивания укрепляющего листа можно прокатать его валиком. Текст на листе будет обращен к картону переплета и его не будет видно. После высыхания обрезаем лишние части листа по размеру форзаца.
Рис. 7 Укрепляем форзац листом бумаги
Рис 8. Готовые форзацы
Теперь пришел черёд блока. Для начала возвращаем на место первую страницу и фронтиспис. Для этого промазываем край блока у корешка, приклеиваем страницу и отправляем под пресс. Для создания узкой полоски клейстера в месте приклейки страницы удобно использовать металлическую линейку.
Рис. 9 Приклеивание страницы
Затем к блоку приклеиваются форзацы - аналогично первой странице, и дополнительно укрепляется реставрационной бумагой корешок (это не является обязательным). Зажимаем блок в тиски и наклеиваем бумагу. Загибы этой бумаги можно слегка (5-7 мм) напустить на первый и последний форзац.
Рис. 10 Укрепление корешка и форзацев
Рис 11. Готовый укрепленный блок
Для защиты верхней и нижней сторон корешка и ещё большего укрепления книжного блока следует сделать каптал.
Каптал бывает, как в виде готовой ленты наклеиваемой на корешок, так и ручного плетения. Здесь второй способ, как более надежный и красивый.
В нужных местах блока следует проколоть отверстия изнутри наружу, для пропускания нити. Прокалывать каждую тетрадь нет необходимости, поэтому проколы сделаны через тетрадь. Вставляем полоски бумаги для удобства поиска отверстий. Укрепляем двумя булавками кожаную полоску такой высоты, чтобы она не выступала выше переплетных крышек и начинаем плетение. При достаточной сноровке это не занимает много времени. После закрепления нитей клеем, выступающие части кожи отрезаются. Аналогичная процедура повторяется для нижней части корешка.
Подробнее о капталах
Рис. 12 Начало плетения каптала
Рис. 13 Готовый каптал (изнутри корешка)
Рис. 14 Готовый каптал
После плетения каптала наклеиваем аппретированную марлю, для прочной связи книжного блока с переплетными крышками.
Рис. 15 Укрепление корешка марлей
При раскрытии книги корешок должен отходить от книжного блока, поэтому мы готовим т.н. гильзу и отстав.
Вырезаем полоску не твердого картона шириной и высотой по размеру блока с крышками. Из крафт-бумаги склеиваем трубку и приклеиваем её к отставу.
Рис. 16 Отстав с гильзой
Вырезаем полоску тонкой кожи и собираем на ней обе переплетные крышки и отстав с гильзой. В результате получаем почти готовый переплет.
Рис. 17 Собранный переплет
В качестве завершения нужно немного подрезать гильзу и завернуть на обратную сторону кожаную полоску служащую корешком.
Рис. 18 Разрез на гильзе
Следующим этапом идет тиснение названия и имени автора на корешке. Для этого выбираем шрифт Arial, который созвучен шрифту на оригинальном переплете и с помощью фольги для тиснения наносим название на кожу.
Рис. 19 Фольга для тиснения и набранные имена авторов
Для придания некоторой оригинальности и узнаваемости переплету решено сделать название и авторов на отдельном, чуть более темном прямоугольнике кожи, а затем вклеить в корешок.
Рис. 20 Вставка в корешок кожи с тиснением
Осталось вклеить блок в обложку.
Можно сразу промазать корешок и форзацы клейстером и поместить блок в переплет, но проще и точнее для начала приклеить гильзу отстава к блоку, и лишь затем начинать клеить переплетные крышки на форзацы.
Так как книга никогда не имела ляссе (ленты-закладки), при приклеивании заднего форзаца вклеиваем её между ним и переплетной крышкой. Можно дополнительно усилить место приклеивания бумажной прокладкой между форзацем и лентой.
Рис. 21. Переплет приклеенный к корешку блока
Приклеиваем форзацы к картонам и отправляем под пресс. В данном случае достаточно давления небольшого утюга.
Рис. 22 Финальная сушка
Рис. 23
Рис. 24
________________________________________________________________________________
Рецепт мучного клея:
Мучной клей получил самое большое распространение в реставрации. В зависимости от вида работы, состояния и свойств бумаги применяют жидкий и густой клеи.
Жидкий клей:
- мука пшеничная высший сорт 70 г.
- вода дистиллированная 1000 мл.
- Желатина 10 г.
- глицерин 5 мл.
- антисептик: раствор нипогина с спирте 2 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.
Густой клей:
- мука пшеничная высший сорт 130 г.
- вода дистиллированная 1000 мл.
- Желатина 12 г.
- глицерин 8 мл.
- антисептик: раствор нипогина с спирте 3 г. в 15 мл. 96% этилового спирта.
Желатину добавляют для улучшения клеящих свойств, глицерин - для повышения эластичности клеевой пленки, антисептик - для предохранения клея и клеевых швов от поражения плесневыми грибами.
Клей готовят следующим образом: необходимое количество желатины замачивают в 100-120 мл. теплой воды на 4 часа (можно на ночь). Муку просушивают в сушильном шкафу в течение часа, после остывания просеивают через сито. Необходимое количество муки размешивают в небольшом объеме холодной воды и выливают в кипящую воду при энергичном перемешивании. Клей варят в эмалированном или стеклянном сосуде на водяной бане в течение 20 мин. постоянно помешивая, не допуская образования комочков. По окончании варки в теплый клей вводят при тщательном перемешивании раствор желатины, нагретый до 50-60 градусов Цельсия, по охлаждении - глицерин и спиртовой раствор нипогина (свежеприготовленный раствор). Клей хранят в холодильнике, для работы отбираю количество, необходимое на день. Срок хранения в холодильнике 4-5 дней. Клей практически нейтральный, pH около 6.
Густой мучной клей применяют для склеивания плотных бумаг, вставки блока в переплет, дублирования суперобложек тканью, наклейки этикеток, кармашков.
Жидкий мучной клей используют для реставрации книг (дублирование, укрепление сгибов и полей листа, дополнение утраченных частей и т.д.).
Консервация и реставрация книг. Методические указания. Стр. 60